Шорин Александр Федорович

Шорин Александр Федорович

Дата рождения: 

пятница, декабря 5, 1890

Дата смерти: 

вторник, октября 21, 1941

Поклонники советского звукового кино 30-40-х гг. («Семеро смелых», «Чапаев», «Весёлые ребята» и т. д.), видимо, помнят, что в бегущих в начале сеанса титрах обязательно появляется надпись: «Звук записан по системе инженера (позже — профессора) Шорина». Да-да, это именно он, тот самый Александр Фёдорович Шорин — офицер, талантливый изобретатель, квалифицированный инженер, умелый организатор, прирождённый учёный и преподаватель. Человек, которого мы помним как одного из руководителей Института автоматики и телемеханики (ИАТа) на втором году его существования.

Родился он в крестьянской семье, которая к тому времени жила в Петербурге, где его отец Фёдор Григорьевич служил на Лесном складе Варшавской железной дороги.

В 1908—1911 гг. Александр Фёдорович работал на электростанции Северо-Западной железной дороги в должности машиниста, затем старшего техника. Сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости, в 1911 г. поступил в Электротехнический институт, который окончил в 1922 г. с отличием (как тогда говорили, с золотой медалью).

Между 1911 и 1922 гг. уместились две революции и Первая мировая война, в которой Шорин принял участие, уже служа в армии (он был призван на обязательную военную службу сразу после поступления в Электротехнический институт). В конце 1914 г. контуженый и раненый А. Ф. Шорин попадает в госпиталь (к тому времени он уже награждён за мужество орденом Св. Анны 4-й степени). В начале 1915 г. его направляют для дальнейшей службы в Царское Село помощником начальника радиостанции Военного ведомства. После Февральской революции 1917 г. Шорина избирают начальником радиостанции. Это он радиограммой Царкосельской радиостанции сообщает всему миру о победе большевиков и он же руководит демонтажем радиостанции из-за угрозы ее захвата войсками Юденича.

В 1919 г. А. Ф. Шорин назначен управляющим Нижегородской радиолабораторией, откуда уходит в 1922 г., чтобы защитить в Электротехническом институте диплом на звание инженера-электрика.

В 1923 г. он назначен заместителем директора по радио Электротехнического треста заводов слабого тока. В том же году Шорин разрабатывает модель управляемого по радио аппарата, а также усилители и громкоговорители для радиофикации улиц и площадей Москвы.

В 1926 г. начинается его работа в области звукового кино. После первых удачных экспериментов в конце 20-х — начале 30-х гг. к Шорину в 1934 г. публично, через газету «Кино», обращается с открытым письмом группа известных советских кинорежиссёров: Эйзенштейн, Довженко, Александров и др. Вот цитата из их обращения: «Вы, Александр Фёдорович, можете дать нам прекрасное оружие, которое в значительной степени повлияет на победный исход нашей борьбы…» Шорин также изобретает и строит аппарат для электромеханической записи звука, который получил название «шоринофон».

В 1931 г. он назначен зав. кафедрой проводной связи в Военно-технической академии связи им. Ф. Э. Дзержинского. Одновременно руководит в Центральной лаборатории проводной связи созданием аппаратуры для передачи кинофильмов по телевидению.

В 1932 г. сконструированные и построенные под руководством и при участии А. Ф. Шорина приборы управления с самолёта торпедными катерами приняты Красной армией на вооружение. Также изготавливается аппаратура для телеуправления танками Т-18 и Т-26.

В 1934 г. он возглавляет кафедру комплексной связи в Ленинградском электротехническом институте. Ему удаётся (совместно с А. И. Бергом) проверить способ передачи сигналов и команд методами телевидения с применением трафаретов.

В 1935 г. Шорин разрабатывает первый советский электрокардиограф. Руководит разработкой и испытанием системы телевидения с промежуточным кинофильмом.

В 1936 г. в связи с назначением директором Всесоюзного института телемеханики и связи (НИИ-10) Александр Фёдорович переезжает в Москву.

В марте 1937 года Александру Федоровичу присуждается ученая степень доктора тех. наук без защиты диссертации.

В апреле того же года он был выдвинут на высокий пост председателя Комиссии телемеханики и автоматики Академии наук СССР (КТА). В то время лучшей кандидатуры найти было трудно. У А.Ф. Шорина уже был многолетний опыт руководства крупными научно-производственными объединениями, он хорошо изучил зарубежный уровень механизации и автоматизации производственных процессов во время 8 продолжительных загранкомандировок в Западную Европу и США. А еще он был талантливым изобретателем и имел склонность к техническому творчеству. Шорин руководил КТА с 1937 по 1938 год.

На базе КТА в 1939 году и был основан наш Институт проблем управления РАН, в те годы Институт автоматики и телемеханики (технической кибернетики) при непосредственном содействии Александра Федоровича.

Реальная жизнь, однако, не дала Александру Федоровичу возможности осуществить намеченную программу в полном объеме. Уже в 1938 г. он отказывается от престижной должности председателя Комиссии АН СССР, а в следующем 1939 г. и от должности директора НИИ-10, как он объяснил в своей автобиографии «для углубления и развития научно-технических работ». Можно только догадываться, что же на самом деле послужило поводом для этого решения. Возможно, активность репрессивных органов, проявляющих повышенный интерес и подозрительность по отношению к ведущим специалистам и руководителям предприятий. Надолго или навсегда исчезли в больших зданиях на Лубянке в Москве или на Литейном проспекте в Ленинграде его соавторы, товарищи и коллеги: В.И. Бекаури, А.И. Берг, А.Л. Минц, А.И. Чибисов, П.П. Литвинский...

Несмотря на все сложности и трудности в 1940 году Александр Федорович - научный руководитель Отдела технико-экономических исследований Института автоматики и телемеханики АН СССР. 3 апреля 1941 года его назначают заместителем директора Института Автоматики и телемеханики АН СССР.

14 апреля выходит постановление Правительства о присуждении ему Сталинской премии 1-й степени за изобретение метода и аппаратуры для механической звукозаписи.

А 22 июня началась одна из самых страшных и кровопролитных войн в истории нашей страны. Директор Института В.С. Кулебакин назначен руководителем работ АН СССР по оказанию научно-технической помощи и содействия фронту и промышленности. Кроме того, он стал членом Комиссии по мобилизации ресурсов Урала.

Часть научных сотрудников ушла на фронт. Приказы военного времени скупо, но точно рассказывают об этих событиях. Но даже в это время руководство страны и академии решает вопросы о дальнейшей судьбе и работе Института.

С 1 августа по телеграмме президента Академии наук СССР О.Ю. Шмидта директором Института назначается А.Ф. Шорин. Весь август шла подготовка к эвакуации и 25 сентября Институт полностью эвакуирован и начал работать в Ульяновске. Лаборатории Института разместились в помещениях патронного завода.

Перед коллективом во главе с лауреатом Сталинской премии и орденоносцем А.Ф. Шориным стояла задача развивать и совершенствовать средства радиосвязи Красной армии.

Александр Федорович Шорин весной 1941 года перенес тяжелую операцию. Ответственность за организацию работы Института в условиях эвакуации и тяжелые условия военного времени окончательно подорвали здоровье ученого и 21 октября Александр Федорович скончался.

Могила Александра Шорина с надгробным памятником находится невдалеке от церкви на старом городском кладбище Ульяновска.

У А.Ф. Шорина была дочь и два сына.

Старший сын - Игорь Александрович ушел на фронт и погиб в 1941 году.

Дочь - Анастасия Александровна весной 1942 года из блокадного Ленинграда приезжает в Ульяновск и Валентин Иванович Коваленков, назначенный директором Института, принимает ее на работу. Анастасия Александровна работает машинисткой и занимается выдачей продовольственных карточек вплоть до самого возвращения в Москву. Ее образование и знание нескольких языков активно востребованы в это время. Она работает в советских организациях занимающихся ленд-лизом. В 1947 году Анастасия Александровна возвращается в Институт и работает в СОВА (Сектор общих вопросов автоматики. Создан при Комиссии по телемеханике и автоматике АН СССР (КТА) в 1938 году. В 1993 году преобразован в Отдел научно-технической информации (ОНТИ).

Известно, что младший сын - Александр Александрович работал в г. Жуковском и занимался вопросами звукотехники.

Александр Федорович Шорин - был по-настоящему незаурядным человеком.

Мы знаем, что в 1923-1925-х годах центральные площади Москвы и многие общественные здания, в частности Большой Кремлевский дворец, были радиофицированы с помощью отечественной аппаратуры мощного звукоусиления и рупорных громкоговорителей, созданных Шориным в Нижегородской радиолаборатории.

Мы гордимся, что первая в стране аппаратура телекинопроекции была создана под руководством Шорина и летом 1932 года из Москвы стали передаваться кинофильмы.

Поразительно, что уже в начале Отечественной войны советскими войсками были успешно применены радиоуправляемые фугасы. Таким фугасом в ноябре 1941 г. в Харькове был подорван особняк и уничтожен весь штаб 68-й немецкой пехотной дивизии во главе с начальником гарнизона генерал-лейтенантом фон Брауном. Кодированная команда на подрыв этого фугаса была послана с Воронежского радиоцентра. Десятки немецких танкистов 56-го механизированного корпуса погибли при взрыве фугаса в г. Струги Красные. Радиоуправляемыми фугасами были уничтожены мосты через Днепр и Истру, когда по ним двигались гитлеровские войска. Нам известно, что системы дистанционного управления этими фугасами были созданы под руководством Шорина.

Публикации А.Ф. Шорина

Статьи

А. Ф. Шорин, Об основных направлениях в работах КТА в 1937 г.Автомат. и телемех., 1937, № 2, 9—15

Изобретения на eLIBRARY.RU

https://www.elibrary.ru/patents.asp

Публикации об А.Ф. Шорине

В.А. Урвалов, Е.Н. Шошков, Александр Федорович Шорин, 1890—1941. Москва: Наука, 2008.

Страница на Wikipedia:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шорин,_Александр_Федорович