Статья посвящена разделу методологии ведения информационных войн, связанных с обманом. Методы обмана рассматриваются, как подкласс общих методов овладения капиталом и властью. Рассмотрены игры истины, множество логик (в том числе целесообразная), виды и критерии существенности обмана (в том числе в рекламе). Согласно целесообразной логике, истина зависит от конкретной ситуации, а лжи и обмана не существует. Цель и ресурсы определяют, что есть истина и что есть ложь. Приемы ложного доказательства применяются в информационном противоборстве потому, что арис¬тотелевская логика наиболее понятна обывателю (объ¬екту воздействия). При наличии воли и ресурсов манипулятор, использующий приемы ложного доказательства, может быть легко разоблачен. Поэтому в развитых странах существуют ведомства, защищающие потребителей от обмана со стороны недобросовестных производителей товаров и услуг.