Рассматриваются восемь принципов менеджмента качества как факторы повышения эффективности СМК предприятий. Указывается, что в стандартах ИСО не разрешена проблема ответственности и лидерства руководства предприятия за процессы разработки, внедрения и развития СМК. Проведен научный обзор работ по проблеме первостепенности роли руководства предприятия в обеспечении результативности и эффективности СМК. Разработана теоретическая основа необходимости решения вопроса уточнения, конкретизации функций и обязанностей высшего руководства предприятия в сфере качества, а также оценки результативности процессов СМК «Ответственность руководства». Предложена центрированная модель самооценки деятельности организации, усиливающая процесс «Ответственность руководства». Главное отличие новой модели в процессах, которые показаны в виде спиц центрированной модели. Данные процессы–спицы, объединяя вопросы планирования, стратегии, персонала, поставщиков и потребителей продукции предприятия, акцентируют внимание на роли и ответственности руководства по таким важным для функционирования и эффективности СМК аспектам, как участие высшего руководства в установлении целей и требований организации по качеству; эффективность применения организационно-управленческих нововведений, вызванных внедрением СМК; участие руководителя предприятия в разработке, внедрении, функционировании и совершенствовании СМК; использование руководством всех принципов менеджмента качества для улучшения деятельности организации.