Рассмотрены результаты использования методов классификационного анализа данных для оценки эффективности функционирования крупномасштабной социально-экономической системы управления пассажирскими автоперевозками в Московской области. Для построения моделей функционирования автотранспортных предприятий применялись методы классификационного анализа данных - алгоритмы автоматической классификации, экстремальной группировки параметров и кусочной аппроксимации сложных зависимостей, а также экспертные методы коррекции и анализа полученных классификаций. Была построена классификация 40 АТП по показателям динамики часового дохода, количества авточасов, а также структуре дохода. Было показано, что «оптимальная» структура перевозок не столько обеспечивает эффективную работу предприятий, сколько создает для неё благоприятные возможности, которые необходимо ещё реализовать. Была сформулирована проблема управляемости – в какой степени предприятия могут влиять как на показатели экономической эффективности в рамках существующей структуры перевозок, так и на саму структуру перевозок.