На основе анализа проблем долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития авиастроения в условиях существенной неопределенности внешних факторов, предложен новый подход к формированию сценариев развития, который включает в себя:
учет особенностей динамики технологического развития, в частности – дискретности технологий;
поиск пороговых значений параметров внешних условий, при которых становится целесообразным (с точки зрения поставленных целей развития отрасли) «переключение» на ту или иную альтернативную технологию, т.е. поиск «технологических развилок»;
формирование сценарных условий в виде
• базовых сценарных условий (социально-экономических, геополитических и др.), соответствующих различным вариантам «образа будущего» авиации,
• и диапазонов (многомерных областей) значений внешних условий, соответствующих тому или иному выбору технологий (технологическим вариациям). Границы соответствующих областей соответствуют технологическим развилкам, разделяющим альтернативные варианты научно-технологического развития отрасли.
Такой, «объектно-ориентированный», подход к формированию сценарных условий развития науки и технологий в авиастроении, в меньшей степени ориентирован на изучение внешних по отношению к авиации и авиастроению систем (что неограниченно расширяло бы необходимый фронт исследований), и в большей степени – на изучение их внутреннего устройства, их специфики и поведения в зависимости от внешних условий. Это существенно снижает трудоемкость прогнозирования перспектив развития науки и технологий в авиастроении и сужает спектр необходимых для этого компетенций.