Технологическое развитие авиации в большей степени может благоприятно повлиять на экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока. По сравнению с другими регионами данная территория страны обладает максимальной протяженностью при минимальной плотности населения и слабо развитым транспортным сообщением. Такое состояние огромной части страны, где продолжается отток населения, убеждает авторов в том, что необходимо изменить направление развития транспортной инфраструктуры в этих регионах. Повсеместное использование воздушного транспорта и, возможно, создание транспортной системы на основе беспилотных летательных аппаратов (БЛА) могут стимулировать пространственную реорганизацию производства и новое качество освоения территорий Сибири и Дальнего Востока.
Задача данного исследования – предложить метод совместной оптимизации транспортной системы региона и пространственной структуры производства (малая освоенность изучаемых территорий позволяет решать такую задачу почти «с чистого листа»). Для начала предполагается ее решить в простейшей детерминированной постановке: углубление специализация производства и расширение разделения по различным «уровням» сложности комплектующих изделий сопровождается ростом масштабов производства и снижением производственных затрат, но также и увеличением транспортных издержек. В качестве критерия эффективности в модели будет принят размер полной себестоимости производства готовой продукции с учетом производственных затрат и транспортных издержек на перевозку промежуточных продуктов с предприятия на предприятие. Таким образом, предполагается оценить оптимальный уровень углубления специализации производства без учета институциональных эффектов, в том числе контрактных рисков.