История вооруженных нападений на учебные заведения берет свое начало из США, однако, за последние десятилетия данное социальное явление распространяется в другие страны, в том числе, и в Россию. Массовые трагедии в обществе, которые связаны с гибелью подрастающего поколения,вызывают большую тревогу у всех слоев населения и требуют проведения комплексных мероприятий по профилактике и их предотвращению.
Цель – выявление комплекса факторов социальной среды, в которой формируется личность «школьного стрелка», и поиск различных подходов по профилактике и предотвращению школьных нападений на учебные заведения разного уровня (детские сады, школы, вузы).
Методология. Объектом нашего исследования стала проблема вооруженных нападений на учебные заведения, представленная в научных публикациях (статьи, тезисы и монографии) на русском и английском языке. Для поиска публикаций использовали реферативнобиблиографические базы данных:Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, Web of Knowledge, Mendeley, ResearchGate, Scopus, Academia.edu. В ходе информационного поиска найдено 127 тыс. публикаций, содержащих данные по конкретным случаям вооруженных нападений, а также рассматривавших комплекс социально-психологических и информационно-культурных факторов, которые способствовали вооруженным нападениям на учебные заведения и массовым расстрелам людей.
Результаты и их анализ. Проведенный анализ данных по вооруженным нападениям на учебные заведения дает понимание комплексности данного феномена и выделение его в особый вид преступлений. Выявлено, что в США ежегодно случаются массовые расстрелы школьников и студентов, которые связаны со свободным оборотом огнестрельного оружия и его культом. За период с 1974 по 1921 г. в США произошли более 50 крупных вооруженных нападений, где погибли больше сотни людей. В Китае эта проблема также имеет острый характер и связана с быстрыми и глубокими социальными изменениями в стране (реформы, гендерный дисбаланс и демографическая политика). Основным оружием нападения в Китае было холодное (ножи, молотки), от которого погибли не меньше 100 детей. В Европе проблема школьных стрелков,в целом, не критична, единичные случаи отмечены в ряде стран (Германия, Дания и Финляндия). В России отмечается рост вооруженных нападений с применением огнестрельного и холодного оружия. Такие инциденты происходили ежегодно (от 1–4 насильственных актов) и были связаны со снижением жизненного
уровня россиян, ростом агрессии и нарастанием социально-психологической дезадаптации населения.
Для решения этой проблемы необходим комплексный подход, который условно можно разделить на технический и социальный аспект. С технической стороны он связан с неудовлетворительным использованием на территории школы (предшкольных, школьных и внутришкольных) видеоохранных систем, заградительных барьеров, проведением тотальных досмотров. Однако в профилактических мерах необходим более эффективный социальный аспект, который выражается в расширении и углублении социально-коммуникативных связей «ученик – администрация / учителя школы – родители», которые снизят влияние многих асоциальных факторов и агрессивных актов насилия в школьной среде.