В работе анализируются стратегии ценообразования российских государственных вузов
в контексте влияния конкурентов на рынке платного обучения. Цель работы – определить, каким образом
конкуренция на локальных рынках высшего образования влияет на стратегии ценообразования российских
государственных вузов. Эмпирическую базу исследования формируют данные Мониторинга качества при-
ема в вузы, реализуемого НИУ ВШЭ. С использованием методов анализа паттернов, основанных на парном
сравнении показателей (таких, как порядково-фиксированная и порядково-инвариантная паттерн-кластери-
зации), выделены однородные группы вузов с учетом показателей, характеризующих масштаб и качество
приема на программы бакалавриата и специалитета. На примере технических направлений подготовки
продемонстрированы результаты регрессионной модели для прогнозирования стоимости обучения в вузах
соответствующих однородных групп за период 2011–2019 гг. Полученные результаты показали, что в каждой
из однородных групп вузов наблюдается один или несколько лидеров, выступающих в роли ориентиров для
остальных вузов данной группы при установлении стоимости обучения. При этом стратегии ценообразования
вузов подразумевают ориентацию на лидеров рынка в своих сегментах спроса и группах специальностей.
Выявленные особенности подтверждают, что конкуренция за студентов и финансирование приводит к по-
явлению вузов-лидеров в определенных рыночных нишах. В отдельных группах вузов отмечается наличие
явных лидеров рынка на локальном и региональном уровнях, имеющих существенный отрыв от конкурентов
ввиду особенностей государственной политики и высокой неоднородности российского образовательного
ландшафта.