Цель. Выполнить анализ базовых принципов оценки профессионализма врача, по мнению пациентов с разным уровнем образования. Материалы и методы. Данные получены посредством анкетирования 502 пациентов медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (среди опрошенных не было лиц имеющих профессиональное медицинское образование). В основную группу были включены 185 пациентов, которые имели среднее или средне-специальное образование. В контрольную группу включили
273 пациента, которые имели незаконченное высшее, высшее или несколько высших образований. Сравнение групп проводилось по стандартной схеме с использованием непараметрического критерия достоверности различий χ2
и коэффициента ассоциации Ка. Результаты. Самым главным критерием профессионализма врача, по мнению пациентов, был стаж работы врача, и значимость этого признака не зависела от уровня образования пациента. Наличие ученой степени или квалификационной категории у врача больше интересовала пациентов с низким уровнем образования (40 против 43 из 100 опрошенных). Независимо от уровня образования занимаемая должность
не определяла уровень профессионализма врача в глазах пациентов. Авторитет медицинской организации имел большее значение у пациентов с высоким уровнем образования (32 против 21 из 100 опрошенных в контрольной и основной группе, соответственно) (Ка=-0,28; χ2 =3,14). Заключение. Стаж врача рассматривается пациентами как
наиболее важный и значимый критерий его профессионализма. У пациентов с высоким уровнем образования больше ценился авторитет медицинской организации, в которой работает врач, а пациенты с низким уровнем образования больше обращали внимание на наличие ученой степени или квалификационной категории у врача